08.09.18

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по творческой реабилитации.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

В отделение диагностики и социальной реабилитации нашего центра поступают дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, дети, имеющие проблемы со здоровьем. Для них характерно расстройство эмоционально-волевой сферы, поведенческие нарушения, задержка психического развития, интеллектуальное недоразвитие, ослабленное здоровье, а также большие пробелы в знаниях. Работа с этой категорией детей требует особого подхода. 

Одной из главных задач реабилитации является сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетних. Все технологии, используемые в процессе работы, являются здоровьесберегающими. В комплексе они создают в группе воспитанников среду, обеспечивающую сохранение и укрепление психического и физического здоровья несовершеннолетних.

Здоровьесберегающие технологии - это программы и методы, которые

направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств,

способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Программа творческой реабилитации включает в себя здоровьесберегающие педагогические технологии, которые представляют собой комплекс мер, направленных на поддержку здоровья детей, а именно:

1.Гигиенические условия в кабинете.

Занятия проходят в хорошо освещенном помещении; по окончании  занятия, во время перерыва  кабинет обязательно проветривается; в конце рабочего дня производится влажная уборка кабинета.

2.Частота чередования различных видов деятельности. 

Большая часть детей, которые посещают занятия - это младшие школьники.  Это  самый активный  период  жизни воспитанников, поэтому им  очень сложно заниматься одним видом  деятельности,  особенно  первоклассникам,  т.к.  они  недавно закончили  детский  сад  и  им  сложно  усидеть  на  одном  мести.  Учитывая  этот фактор, на занятиях чередую различные виды деятельности: гимнастика для глаз, рук, физ. минутки, релаксация.  

3.Смена форм преподавания.

Свои занятия стараюсь строить таким образом, чтобы воспитанники не утомлялись. Для  этого  постоянно  во  время  занятия  меняю  формы  преподавания.  Сначала использую словесный метод: говорю о том, чем мы будем заниматься на занятии, тем самым, нацеливая на результат. После того, когда воспитанники  знают, что им  предстоит  сделать,  перехожу  к  наглядному  методу,  показывая,  как  это делается  своими  руками.  После  этого  дети  переходят  к  самостоятельной работе.  Такая  смена  форм  преподавания  делает  занятие  не  нудным  уроком,  а увлекательнейшим  путешествием  в  мир  творчества,  тем  самым  заряжая детей здоровой энергией.

4.Физкультминутки и гимнастика для глаз на занятиях.

Занятия  сопровождаются  немалой  нагрузкой  на  глаза  и  на позвоночник  ребенка.  Чтобы  занятия  приносили  только  пользу,  а  не  вред растущему  организму,  необходимо  проводить  на  занятиях  физкультминутки  и гимнастику для глаз.

Норма – каждые 15-20 минут занятия сопровождаются по 1 минутке из 3-х  легких  упражнений с 3-мя повторениями каждого  упражнения.

Упражнения несложные, детям очень нравятся. На занятии по очереди проводят физкультминутку несколько учащихся.

 

Комплекс упражнений для глаз:

1.  Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек.

(5-6 раз)

2.  Посмотреть  вверх,  вниз,  влево,  вправо  не  поворачивая  головы  (3-4 раза).

3.  Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).

4.  Быстро моргать глазами (1мин.)

5.  Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 мин).

Очень любят дети гимнастику в стихах:

  • «Часики». Поставить руки согнутые перед собой, двигаем руками по

горизонтали: «Все часы идут вот так: тик-так, тик-так, Налево раз,

направо раз, Мы тоже можем так, Тик-так, тик-так.

  • «Ночь». Темно на улице. Надо нам зажмуриться. Раз, два, три,

четыре, пять Можно глазки открывать. Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять. Открываем их

опять. А теперь всем вместе нужно поморгать глазами дружно.

Вправо - влево посмотрите, Вниз и вверх все поглядите. Отдохнули?

Хорошо. Повторяем все еще.

Физкультминутки:

Комплекс №1.

Долго-долго мы плели

Наши пальцы утомили,

Пусть немного отдохнут

И опять плести начнут

Дружно руки разведём

И опять плести начнём

Комплекс №2

Мы сегодня-то плели

Наши пальчики устали

Наши пальчики встряхнём

И плести опять начнём

Дружно локти отведём

И плести опять начнём

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь.

 Комплекс №3

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка крутит и вьётся

5. Психологический климат на занятии.

Некоторые дети    приходят  на  занятия  после  уроков  в  школе.  Многие  утомились психологически в школе, кто-то получил плохую оценку, кого-то наказали. Моя задача как специалиста состоит в том, чтобы создать комфортную психологическую обстановку на занятии. Дети чувствуют, что здесь можно расслабиться, нет оценок, можно творить, фантазировать, нет строгих рамок. Тем самым, создаются максимально возможные условия для сохранения, укрепления и  развития  духовного,  эмоционального,  интеллектуального,  личностного  и физического здоровья детей. 

 6. Наличие на занятиях эмоциональных разрядок в виде шуточных моментов.

Смех,  шутка,  улыбка  благотворно  влияют  на  нервную  систему.  Смех  снижает кровяное  давление,  облегчает  кровообращение,  способствует  глубокому дыханию,  удаляет  из  организма  стрессовые  гормоны,  укрепляет  иммунную систему.  Смеющийся  человек  менее  восприимчив  к  боли.  Смех,  как  лечебный массаж, стимулирует все органы человеческого тела. Принято считать, что одна минута смеха также снижает психическое напряжение, как 45 минут физических упражнений.  На  занятиях  часто  использую  для  психологической  разрядки шуточные  загадки,  скороговорки,  тем  самым,  создавая  здоровую  комфортную обстановку.

7. Техника безопасности:

В первую очередь, попадая ко мне на занятия, ребёнок обязательно слушает правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами. В конце занятие обязательное повторение этих правил ребёнком.

8. Соблюдение временного режима занятия для детей разного возраста.

Дети дошкольники-15-20 минут 2-3 раза в неделю.

Дети младшего школьного возраста до 30 минут.

Средние и старшие школьники до 45 минут и делается 10-м минутный перерыв.

Соблюдая все эти нехитрые правила,  мы сохраняем и укрепляем психическое и физическое здоровье наших воспитанников.

 

Специалист по реабилитационной работе

 в социальной сфере

Таспенова Анна Викторовна